КНИГИ                
  СТАТЬИ                 
  СЕМИНАРЫ           
  ДИСКУССИИ          
  КОЛЛЕГИ          
  ССЫЛКИ                
  КОНТАКТЫ            
  ГОСТЕВАЯ            
language home page mail link goes here. copyright information

Добро пожаловать!


Этот сайт посвящен русской литературе как философии. Основная цель пригласить к беседе любого, кто увлечен русской литературой и хочет поделиться своей точкой зрения в рамках дискуссии, которая предложена ниже. Это означает обмен идеями и развитие совместных проектов. Материалы сайта могут быть полезны студентам.

Несколько слов о себе. Профессор, доктор культурологии, кандидат исторических наук. В настоящее время работаю в Институте социологии Российской Академии Наук.

Мой профессиональный интерес можно определить следующим образом - "Русский писатель как аналитик русской культуры"… Надеюсь, это не звучит слишком сложно и туманно.

Я изучаю русскую литературу XIX-XX-XXI вв. как философию, как социокультурный анализ российского общества более 20 лет, и мне, представьте, все еще нравится это. Автор 5 книг и более 100 статей по теории и методологии анализа русской классической и современной литературы.

Мои достижения (пожалуйста, не воспринимайте это слишком серьезно):

2002 Лауреат премии казахстанской ассоциации "Золотой век" и журнала "Тамыр" "Серебряный асык" за серию статей по русской и казахской литературе

1994 Лауреат международного конкурса по философии для стран Восточной Европы и России №660х94 CEUхRSS (Центральный Европейский Университет, Фонд Сороса) за разработку социокультурной методологии анализа литературных произведений

80-е Монгольская и болгарская медали за лекционную и организационную работу

1978 Медаль Российского Университета Дружбы народов им. П. Лумумбы за лекционную работу


Научные интересы (кратко):

  • Литература: XIX-XX-XXI вв., включая творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова. А также современных писателей: Толстой, Сорокина, Пелевина, Ерофеева.
  • Методология анализа чеоловеческой реальности через взаимоотталкивание и взаимопроникновение культуры (всеобщее) и общества (единичное), или через "сферу между".

Список вопросов для обсуждения:

Классическая русская литература

Предмет исследования - русская культура через ее видение русскими писателями; русский писатель как аналитик русской культуры. XIX век: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский. XX век: Чехов, Булгаков. XXI век: Толстая, Сорокин, Пелевин, Ерофеев. Русская литература как социокультурное исследование человеческой реальности. Творчество писателей - культурное богатство России, способ русского человека выйти за исторически сложившиеся культурные рамки и поиск адекватной меры выхода. Центральная тема русской литературы - изменение типа русской культуры, центральная проблема - личность и социальная патология в России. Критика архаики русской культуры и поиск демократической (либеральной) альтернативы. Гражданская миссия и жертвенность русского писателя (примеры из художественных произведений и истории литературы).

Методология: социокультурный анализ. Три уровня анализа: логика развития культуры/общества (напр., пушкинской России) с точки зрения современного аналитика (напр., пушкиниста), логика анализа культуры/общества (пушкинской России) писателем (Пушкиным) с точки зрения современного аналитика (пушкиниста), логика социокультурного анализа писательского мышления (пушкинского мышления) современным аналитиком (пушкинистом). Тяготение уровней к тождеству через субъективность аналитика. Метод дуальных оппозиций. Культура как переход. Взаимопроникновение, противоречие и угроза раскола между культурой и обществом. Условная "сфера между" культурой и обществом, выделяемая, чтобы понять культуру и общество друг через друга. Развитие общества через "сферу между" как преодоление дуальности, либо "застревание" в ней как в тупике. Инверсионный "маятник" между полюсами оппозиции как логика тупиковой социокультурной динамики и поиск середины, медиация (media - лат. середина) как поиск нового качества, логика развития. Критика культурной архаики - неспособности к изменению себя, к медиации и, следовательно, нравственным решениям. "Зверь" Новикова, "общество, проклятое Богом", Фонвизина; "пародия" человека, инвалид в любви Пушкина; "нравственный калека", "лишний человек" Лермонтова; "человек "ни то, ни се", "мертвые души" Гоголя; "уроды" Гончарова; "неоконченное существо" Тургенева; "маленький человек", "бесы" Достоевского, понятые через карамазовщину, надрыв; человек, не способный жить, Чехова; "шариковщина" Булгакова; "голубчики" и "перерожденцы" Т. Толстой, "навозошаротолкатель" Пелевина, "слипшийся ком" Ерофеева. Поиск альтернативы через способность человека изменяться, быть личностью и на этом основании принимать нравственные решения: Черкешенка, Татьяна, Моцарт, Вальсингам, Самозванец, Тазит, Пророк, Поэт Пушкина; Демон, Пророк, Поэт Лермонтова; Иисус, Смех Гоголя; Штольц, Ольга, Вера, Тушин Гончарова; Соломин Тургенева; Воланд, мастер, Маргарита, профессор Преображенский Булгакова, Лиса- сверхоборотень Пелевина, Бенедикт Толстой. Гуманизация культуры через способность человека к формированию личности в себе. (Анализ произведений писателей).

А.С. Пушкин. Анализ произведений. Критика архаики культуры ("пародии" человека, "инвалида в любви"), поиск альтернативы. Переход от просветительства (XVIII век - Крылов, Фонвизин) к анализу человеческой реальности через смысл личности. Мышление понятиями. Логика оппозиций: напр., "смертность-бессмертие", "истина-обман", "смысл-бессмысленность жизни", "счастье-несчастье" и др. Любовь и смерть как мера способности быть личностью. Поиск нового смысла божественного в способности личности к поиску нового. Синтез небесного и земного в способности личности к творчеству.

М.Ю. Лермонтов. Анализ произведений. Критика культурной архаики: богоборчество Лермонтова. Логика вызова Богу "Ты виновен!". Гибель попытки русского человека измениться (логика образа Печорина) и результат этой гибели для русской культуры ("Дума", "Пророк"). Поиск альтернативы: поиск истины - в слиянии с природой, с судьбой, в справедливости, в способности быть поэтом и личностью. Поиск нового смысла божественного. Любовь как синтез трансцендентного и имманентного в личностном. Способность любить как основание обновления сущности человеческого и формирования личности. Образ Демона. Русская литература XXI в.: Лермонтовский ренессанс в анализе русской культуры.

Н.В. Гоголь. Анализ произведений. Критика культурной архаики: анализ человека "ни то, ни се", "мертвые души" и основной вопрос русской культуры. Поиск альтернативы: "Выбранные места из переписки с друзьями", специфика религиозности Гоголя, Иисус-учитель, Иисус-любовь, Иисус-предприниматель. Защита права индивидуального поиска Бога. Смех как способ поиска смысла личности. Раскол между спасением души через писательское творчество (которому он учился у Иисуса-аналитика душ человеческих) и отказ от писательства (ради спасения души в царстве небесном). Раздвоенность Гоголя между Богом-отцом (смысл всеобщего) и Иисусом (смыслом единичного, творческого), трагедия его смерти. Народнический смысл рассказа "Шинель". Русская литература XXI в. - конец эпохи "шинелемании".

И.А. Гончаров. Анализ произведений. Критика культурной архаики: образы недорослей, "уродов" - художник, неумеющий рисовать, любовник, все требующий от женщины и не умеющий служить ей, революционер, рвущий жизнь на куски ради "громадного будущего", человек, не желающий сталкиваться с жизнью и проводящий жизнь на диване. Поиск альтернативы: смысл призыва немца Штольца русскому Обломову: "Вон из этого болота!". Любовь как альтернатива. Деловитость как альтернатива. Опыт социокультурной реконструкции историософии Гончарова.

И.А. Тургенев. Анализ произведений. Творчество Тургенева как свидетельство катастрофы поколения 40-50-х годов. Критика культурной архаики: анализ неэффективного, устаревшего, никому не нужного, смешного дворянства, патологически расколотого, не знающего как жить, смешного поколения новых людей и революционеров. Русский народ как "соня" и "хищник". Революция в России не нужна. Поиск альтернативы: Смысл личности. Смысл любви. Тургеневская женщина. Поиск нового смысла божественного: "хочу истины, а не спасенья". Социальная программа Тургенева: нужно развивать основы демократических отношений. Соломин как альтернатив

Л.Н. Толстой. Анализ произведений. Противоречивость критики архаики и поиска альтернативы: антицерковный бунт и богоискательство, критика сложившейся культуры, идеал слияния с природой, опрощение, народничество. Два способа интерпретации смысла любви: любовь как Бог и любовь между мужчиной и женщиной ("Война и мир"). Катастрофа любви как катастрофа свободы в России и результат непроясненности путей развития личности ("Анна Каренина"). Толстой и русская революция. Богоискательские идеи Толстого в творчестве современных писателей - Пелевина, Ерофеева, Т. Толстой.

Ф.М. Достоевский. Анализ произведений. Критика архаики как анализ культурной специфики России: "маленький человек", подпольный человек, стереотипы локализма, диктатора, раба, инверсионная логика мышления, мифологичность сознания, деление людей на "мы" и "они", комплексы неполноценности, обиды, мести, насилия, разрушения и революции. "Маленький человек" против большого общества. Феномен "застревания" русской культуры. Поиск альтернативы: любовь и вера как способы снятия внутренних противоречий.

А.П. Чехов. Анализ произведений. Критика архаики: человек, который не способен принять никакого решения и, следовательно, жить. Переход от критики причин архаики русской культуры (Пушкин, Лермонтов, Достоевский) к критике неспособности русского человека понимать причины своей неспособности понимать смысл архаики. Абсолютный фатализм Чехова и "нефатальный" фатализм Лермонтова. Безальтернативность в способе мышления Чехова.

М.А. Булгаков. Анализ произведений. Критика культурной архаики и поиск альтернативы. Личность и социальная патология - центральная проблема творчества. Мастер и Маргарита - символы творчества и любви в обществе, неспособном ни к творчеству, ни к любви. Личность и проблема религии и морали. Поэт Иван как символ серого творчества. Логика конфликта соборности (культуры) с личностью в "Собачьем сердце". Воланд как носитель богочеловеческого. Призыв к изменению типа русской культуры. Неполитический либерализм творчества Булгакова.


Современная русская литература

В. Пелевин. Анализ произведений. Романы "Числа", "Жизнь насекомых", "Чапаев и пустота", "Священная книга оборотня", расссказы "Ухряб", "Проблема верволка в Средней полосе", "Оружие возмездия" и другие. Критика архаики - русского народа, русской культуры, общества, интерпретации Бога, морали. Поиск альтернативы: бегство из русской культуры… в русскую культуру. Альтернатива в мистике или в совершенствовании способностей человека? Постмодернизм и критика постмодернизма. Фрейдизм. Неполитический либерализм Пелевина.

Т. Толстая. Анализ романа "Кысь". Критика народа. Архаизация русской культуры в годы советской власти и в 90-е годы XX в. Страх и саморазрушение как сущность русской культуры. Неспособность русского человека понять смысл качественного развития культуры. Бенедикт как символ способности русского человека к переосмыслению своих культурных оснований и символ того, что русский человек находится лишь в самом начале своего культурного развития. Центральная мысль поиска альтернативы: социальная неэффективность русского либерализма, но другого пути, кроме как через либеральную идею, у России нет.

В. Ерофеев. Анализ романа "Энциклопедия русской души". Застрявшая культура. Ерофеев и Достоевский. Ерофеев и Бог. Критика народа. Русские виновны в том, что они русские, Россия виновна в том, что она Росссия. Лермонтовский ренессанс в анализе русской культуры. Смысл пушкинско-лермонтовской альтернативы в русской культуре.

В. Сорокин. Роман "Норма", роман "Путь Бро", роман "Голубое сало", сценарий оперы "Дети Розенталя". Рассказы. Анализ биологической природы человека. Критика жизни, как она устроена в России, и критика жизни как таковой. Обыкновенный нашизм. Бегство от сложности жизни. Мировая революция в интерпретации Сорокина.