Print Page | Close Window

Романы В. Розина

Printed From: Alex P. Davydov
Category: RUSSIAN
Forum Name: Круглый стол Вадима Розина
Forum Discription: Обсуждение в рамках семинара
URL: http://www.apdavydov.com/discuss/forum_posts.asp?TID=48
Printed Date: 23 Apr 2024 at 11:36pm


Topic: Романы В. Розина
Posted By: AAAAA
Subject: Романы В. Розина
Date Posted: 03 Apr 2007 at 1:30am
Хочется поделиться впечатлениями о двух романах, а если быть точным, философских романах, В.Розина «Беседы о реальности и сновидения Марка Вадимова. Методологический роман». М.:УРСС, 1988. и «Проникновение в мышление: История одного исследования Марка Вадимова». М.: Едиториал УРСС, 2002 . Оговорюсь сразу же, по своему базовому образованию я не филолог и не философ, хотя около 15 лет проработал и НИИ художественного воспитания, который до 1991 года входил в состав Академии педагогических наук СССР, а также закончил психфак МГУ, который до 1966 года существовал как отделение на философском факультете МГУ. Кроме того, в 70-е годы прошел школу Г.П.Щедровицкого и ММК. Думаю, что это дает мне некоторые основания, как сегодня говорят, быть в теме и в предмете.
           Скажу сразу, что читал эти романы «на одном дыхании», как в первый раз, когда они вышли, так совсем недавно, когда решил их перечитать. На мой взгляд, они и написаны так, поэтому так и читаются. В то же время, хотя они и читаются легко и написаны так, знаю, что за ними лежат многолетние размышления и профессиональные исследования В.Розина, о которых он упоминает в двух этих книгах. Размышления  начинаются чуть ли не с детских лет, а профессиональные исследования, по крайней мере, с 60-х годов теперь уже прошлого столетия.
            Говоря о жанре этих двух книг, я бы сделал небольшое уточнение, заключающееся в том, что это, как мне представляется, эти книги написаны в жанре современного философского романа. Конечно, тут требуется разговор об особенностях этого жанра, его отличиях от классического философского романа, если такой есть. Однако оставлю это обсуждение для профессиональных филологов. Возьму на себя смелость указать только на многослойность и сложность этой жанровой формы, как она мне представляется, и ту глубину, которая мне видится в этих двух книгах В.Розина. Эти книги многогранны и несут в себе очень сложное содержание. Здесь, с одной стороны, и вся жизнь В.Розина, т.е. они очень автобиографичные, с другой,  передают его профессиональные пристрастия, размышления и результаты этих размышлений о тех предметах мысли, которые представлены в романах. Здесь и размышления о природе сновидений и различных психических реальностях, о понимании В.Розиным веры и истины, культуры, человека, личности, мышления, жизни и смерти и многом другом. Везде В.Розину удается передать свое видение этих предметов, которое в целом отражает не просто набор расхожих, тех или иных, представлений и концепций, а представляет, прежде всего, целостную, на мой взгляд, оригинальную концепцию и подход к культуре, человеку, личности, научному и эзотерическому мышлению. Будучи не только профессиональным философом и культурологом, но профессиональным методологом высокого класса в форме философского романа В.Розину удается рассказать и ввести читателя  в понимание этих сложнейших материй. Порой кажется, если просто попытаться рассказать обо всем этом в форме научного или философского дискурса, то оказывается  что такое просто невозможно, во всяком случае, у меня такое ощущение, а вот в форме философского романа оказывается возможным про это все рассказать и донести до читателя все содержание в его полноте и многогранности.
            Не буду  пересказывать сюжеты романов, это бесполезно, поскольку займет много места и вряд ли будет удачным. Эти два романа надо, безусловно, читать. Хочу, прежде всего, сказать, что В.Розин разработал особый и оригинальный подход в трактовке таких вечных проблем как: культура, человек, личность, мышление, реальность, псиреальность, псимиры, эзотерический мир и т.д. Используя метод исторической реконструкции, представления о семиозисе, т.е. возникновении знаков и знаковых конструкций, анализа античного, средневекового мышления, мышления нового времени и современного, В.Розин объясняет многие вещи, которые в современной философии, культурологии, психологии, оставались малопонятными и необъясненными. Подход и  концепция В.Розина – это новый взгляд и шаг как в методологии, философии, культурологии, психологии, семиотике, так и других предметах, связанных с  изучением мышления, личности, в том числе и эзотерических. Все это в захватывающей форме современного философского романа дается в этих двух книгах и позволяет читателю прикоснуться и понять в целостной и органической фантазийно-художественной форме.
            Отмечу также, что такая заезженная сегодня тема, как личность, впервые, на мой взгляд, получает новую культурологическую трактовку и жизнь, что позволяет по-новому пересмотреть понимание этих понятий в таких дисциплинах как  философии, психологии и современной психотерапевтической практике.           
            В первую очередь, мне представляется, что В.Розин разрешил и очень удачно представил большой круг проблем и вещей, через свои философские романы.
            Все, кому интересны такие темы, как природа сновидений, различие веры и истины, культура, человек, личность, мышление, включая эзотерическое, получат исчерпывающие ответы, прочитав романы В.Розина.
 
                                                                                                                       П.Писарский



Print Page | Close Window